 |
Жбанниковская свистулька
| |
***
Введение. Народная игрушка-источник творческой педагогики.
2. Глиняная игрушка «Жбанниковская свистулька»
3. Информация о природном объекте: удивительная находка «Красная горка».
4. Жбанниковские дудошники.
5.Карта-схема района исследований.
6. Паспорт проектной деятельности.
7. Паспорт информатора: Жарков Вадим Николаевич д.Шадрино
8. Паспорта информаторов: Скворцова Надежда Фёдоровна,
Пузырёва Федосья Васильевна.
9. Заключение.
10 Список литературы.
***
«Народная игрушка является
неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»
Е. Флёрина.
***
Сегодня всё более возрастает интерес к изделиям художественных народных промыслов – жостовским подносам, керамике Гжели, народной игрушке. Вот и наша Нижегородская земля богата своими историческими и культурными традициями. Прославлены в истории многие города Нижегородской земли. И прежде всего это известный Городец, Малый Китеж.
В настоящее время Городец – центр одного из наиболее развитых районов Нижегородской области. Городецкая земля бережно хранит и приумножает традиции художественных народных промыслов: резьба по дереву, шитьё, гончарные изделия, народная игрушка.
Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера – игрушечники чаще всего изготовляют игрушки – свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана и других сказочных существ.
Народные игрушки поражают простотой, выразительностью формы, которая передаёт самое характерное, самое значительное. Ярок и живописен язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в декоративную настольную скульптуру, которая охотно используется для украшения современного интерьера. Подобно родной речи, сказке, песне народная игрушка является замечательным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребёнка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых.
В народной игрушке народ отдаёт ребёнку свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, свои думы и знания, своё умение – в этом большая сила её влияния на ребёнка. Через игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро.
Какие же воспитательные ценности несёт с собой народная игрушка? В ней много теплоты, которая выражается в заботливом её исполнении. Народная игрушка – свистулька бодрая, жизнерадостная. Она будит мысль и фантазию ребёнка. Образом и незамысловатостью, но остроумной техникой движения, звучания, своей сказочной, декоративной трактовкой. Заслуженной славой пользуются игрушки сработанные в деревне Дымково (Вятская область), Филимоново (Тульская область), Хлуднево (Калужская область), Абашево (Пензенская область) и другие.
С ранних лет дети знакомятся с народной игрушкой, но представления о ней как предмете истории, культуры своего народа у них, как правило, нет, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовать свои знания в практической деятельности. Поэтому мы решили провести работу по формированию у детей ценностных представлений о народной игрушке родного края и труде замечательных мастеров – игрушечников жбанниковской свистульки.
При сборе материала и определении последовательности его использования в работе применяем методы опроса местных мастеров, старожилов тех мест, где зародились истоки этого промысла, руководствуясь методическими рекомендациями ОЦРТДиМ. На первом этапе работы познакомились с историей нашего края. Наша деревня Шадрино расположена не далеко от тех мест (деревень Жбанниково и Роймино), где когда-то в далёкие времена появилась жбанниковская свистулька.
***
Глиняная игрушка «Жбанниковская свистулька»
Мы, учащиеся Краснораменской школы, занимающиеся в экологическом объединении и кружке «Жбанниковская свистулька» решили изучить истоки интересного народного промысла и совершили экспедицию на родину Жбанниковских дудошников – д. Жбанниково.
Свистульки, скульптурки животных, птиц и людей – куклы, кукольная посуда и выпечка, «солдатики» и даже «паровозы» - явление неоднородное. Лепили взрослые и дети (так различается фольклор для детей и собственно детский фольклор) – везде, где был доступ к материалу – глине. В больших количествах, для продажи лепили отдельные мастера, но умели – для своих детей – многие.
Игрушки обжигали вместе с гончарными изделиями в больших печах – «горнах». Внешне оформлялись они также подобно глиняной посуде. В большинстве случаев головки игрушек до свистка покрывались глазурью или свинцово-суриковой поливой.
Декоративная отделка глиняной игрушки играла решающую роль в судьбе промысла. Благодаря появившимся новым краскам глиняная игрушка изменила свой неяркий облик и смогла стать самостоятельным промыслом, отделившись от гончарного, приспособившись к условиям рынка. Так жбанниковская игрушка стала самостоятельным промыслом.
По услышанной от старожилов легенде во времена седой древности на берегу речки Ройминки было селение черемисов.
Как-то в середине позапрошлого века случайно раскопали мальчишки в земле круг, груду глиняных черепков птичку-свистульку «пигалу».
Стали на том кругу выкручивать посуду и жбаны для кваса. И от этого, говорят, и деревня стала называться Жбанниковым.
Об удивительной находке чёрных глин с золотой россыпью рассказывает легенда Пузыревой Ф. В. 1916г.р. После обжига она получается красная и чудный звук из таких дудок льётся.
Интересно, что многие жбанниковские мастера упоминают о подобии промыслового обряда, связанного с культом предков: палочки для протыкания свистулек мастера делают из жимолости, которая растёт на родовом кладбище. Вот как об этом рассказывает Тимофеева П. С. (1925 г.р.) – жбанниковская мастерица, член Союза художников РФ: «Палочки делали всегда из жимолости. Деревья эти росли у Жбанникова «на могилках». И вся деревня брала веточки только в этом месте – так предками установлено. Всё по особой традиции делалось. Вот в родительское воскресение (после Пасхи) все съедутся в Жбанниково, родителей помянуть, яички принесут и тогда жимолость срежут». (в кн. Климовой Л.А.»Легенды Городецкой земли»-СТР.24)-4
Возрождением и развитием изготовления свистульки занимается сейчас Жарков В. И Жаркова Т. С. Д.Шадрино.
***
Удивительная находка – «Красная горка»
На крутом живописном берегу реки Узолы, где она пересекает границу ковернинских земель и несёт свои чистые воды по Городецким просторам, мимо деревень Роймино и Рыжухино, есть удивительно красивое место «Красная горка». С неё открывается изумительный вид на зелёное море лесов хвойных, лиственных, смешанных, видны заузольские дали, о которой узнали от старожилов (Пузырёва Ф.В. – 1916 г.р. до 1990 г. проживала в д.Рыжухино, теперь живёт в д.Шадрино).
Она рассказала, что на этом месте всегда были народные гулянья в честь престольных праздников, а потом, когда уже были колхозы, то праздновали и окончание посевной, что иногда совпадало с праздником «Троицы». В обрамлении белоствольных берёз, и отливающих медным блеском стволов сосен этот берег, действительно, соответствует названию «Красная горка» - т.е. красивый, примечательный, особенный (как, например, «Красный угол» в доме). Но ещё и тем примечательна «Красная горка», что весь берег имеет красноватый цвет, это отчётливо видны пласты глины разных оттенков.
Помимо красных и серых глин, что надёжно спрятаны у деревень Мокушино и Рыжухино, есть ещё чёрные глины с золотой россыпью. И счастье тому, кто эту чёрную глину найдёт… Это блёстки всех цветов радуги: синие, красные, белые, искрятся и переливаются. Вот она, золотоносная жила! Про ту глину старики восхищались: «Масло, а не глина, хоть бы камешек, али соринка – ни!». Воистину волшебная глина!. После обжига чёрная глина превращалась в красную с мерцающими блёстками. И чудный звук из тех дудок исходил.
***
«Жбанниковские дудошники»
Деревня Жбанниково Городецкого района, Нижегородской области затерялась в лесных местах Узолы в 40 км от Городца. С незапамятных времён здесь родилось редкое самобытное и весёлое искусство- изготовление игрушек-свистулек из глины. Деревня Жбанниково – своеобразное гнездо народного промысла. Она была известна далеко за пределами Нижегородской губернии своими мастерами-художниками.
По услышанной от старожилов легенде и рассказанной нам Пузырёвой Федосьей Васильевной, во времена седой древности на берегу речки Ройминки было селение черемисов. Как-то в середине позапрошлого века, говорят в народе, случайно раскопали мальчишки в земле круг, груду глиняных черепков, птичку-свистульку, «пигалу». Находку показали старикам и решили, что это гончарный круг. Потребную глину нашли на реке Ройминке и стали на том круге выкручивать горшки, плошки и жбаны. Тогда, уверяют старожилы, и стала деревня зваться Жбанниково. Долгое время игрушки-свистульки были как бы побочным подспорьем гончарному промыслу. Гончарная игрушка выполняла различные функции. Лепили взрослые и дети свистульку везде, где был доступ к глине. В больших количествах для продажи лепили отдельные мастера, но умели для своих детей многие. Мастера – гончары реализовывали её сами: брали с собой на ярмарки и привлекали внимание покупателей к горшечным рядам, либо сами развозили по окрестным деревням. В другом случае – сдавали большие партии товара перекупщикам.
Среди народных скульпторов Жбанникова выделяется Ларион Трифонович Потатуев. Он делал серии свистулек, часто огромного размера, в виде оленей, птиц, охотников и др. В изображении животных он добивался большого сходства, обобщённости, яркости. Хороши были также радужные расцветки его игрушек. Привлекает интересная роспись изделий. Они сочетают чёрный фон с бело-зелёным кропленьем, россыпью из точек, полосок, пятен. Иногда берётся бордовый, иногда желтоватый фон. Раскрашивание делалось «тычком» с помощью губки или мягкой тряпочки. В росписи свистулек, их раскраске отражена цветовая гамма окружающего растительного мира живописной приузольской земли.
Степан Григорьевич Сироткин стал не менее известным мастером свистульки. Секреты своего мастерства он успел передать своим детям. До недавнего времени(2001год) проживала в д.Шадрино его дочь – Валяева Марфа Степановна ( 1923 г.р.) – искусная мастерица жбанниковской свистульки. Её сын научил мастерить свистульку Вадима Николаевича Жаркова, проживающего в д. Шадрино и развивающего этот народный самобытный промысел. И в Городце проживает потомственный мастер жбанниковской свистульки Тимофеева Прасковья Степановна,1925г.р., член Союза художников РФ, младшая дочь Степана Григорьевича. Талантливая мастерица в наши дни сохранила старинный вид народного прикладного искусства и по наследству передала это искусство своим детям и внукам.
Наиболее распространённые образы жбанниковской игрушки- это образы рогатых животных и птиц. Люди занимались земледелием и скотоводством, охотой. Символика «рога изобилия» в игрушке-обереге выражает общую идею плодородия, благополучия, удачи. «Трёхголовый баран» может обозначать целое стадо, олень-Золотые рога - удача в охоте, петушок-Золотой гребешок- благополучие, что созвучно сказочным героям устного народного фольклора. Современные мастера жбанниковской свистульки добавляют свои сказочные персонажи в коллекции глиняных петушков, оленей, барашков. Это и весёлые поросята, дракончики, забавные зайчата мастера Жаркова Вадима Николаевича из деревни Шадрино, оригинальные формы сказочных птиц у Тимофеева Константина Фомича из Заволжья(сына потомственной мастерицы Тимофеевой Прасковьи Степановны, родилась и выросла которая в деревне Жбанниково.)
***
Паспорт проектной деятельности
Гуманитарно-экологическая деятельность в объединении ведётся с 2003 года. Дети исследуют окружающие природные объекты, делают фотографии, записывают рассказы старожилов, выполняют работы по описанию и сохранению объектов, изучают и запоминают народные традиции и ремёсла. По итогам экспедиций оформляются Паспорта учебно-исследовательских работ, проводятся открытые занятия с целью распространения интересной информации, изучения и сохранения народных ремёсел и традиций неразрушающего природопользования.
Полный состав детской исследовательской группы:
1.Хуртина Ирина Владимировна - 1991год рождения, д.Шадрино,ул.Набережная д.9,кв.6,Краснораменская школа, 9кл.
Блок работ: д.Шадрино, родник «Ключик»,исследование,
Описание, графическое оформление работы, фотография.
2.Гурылёва Наталья Владимировна- 1991год рождения, д.Шадрино. Краснораменская школа, 9кл. Блок работ: дРыжухино,д. Роймино, д. Жбанниково, описание, опросная деятельность.
3.Метелькова Анастасия Сергеевна- 1991год рождения, 9кл Блок работ: д. Шадрино, опросная деятельность, описание.
4.Жаркова Светлана Вадимовна-1991рожд.,8кл. Блок работ: фотография, опросная деятельность, д.Шадрино,ул.Школьная, Краснораменская школа
5.Тимофеева Светлана Александровна-1992год рождения,
д.Шадрино, ул.Школьная д.22,кв.3,Краснораменская школа,8кл.
Блок работ: д.Шадрино, опросная деятельность, графическая работа.
6.Королёва Екатерина Сергеевна – 1992 год рождения д.Шадрино, ул. Школьная д22 кв2, Краснораменская школа 8 класс.
Блок работ: д.Шадрино, опросная деятельность, описание.
Руководители гуманитарно-экологической исследовательской деятельности:
Рожина Вера Евгеньевна- 1962год рождения, место работы: ЦДЮТиЭ, г.Городец, Краснораменская школа, педагог дополнительного образования, п.стаж 12 лет, д.Шадрино, ул.Школьная д.18.кв.2
Жаркова Татьяна Сергеевна -1966год рождения,
Место работы: Краснораменская школа, педагог, руководитель объединения «Жбанниковская свистулька», п.стаж17л. д.Шадрино ул.Школьная
Лебедева Елена Милентьевна-1972 год рождения,
Место работы: Краснораменская школа, педагог, старшая вожатая.
Полный педагогический стаж-14лет.
д. Шадрино, ул.Школьная д.10 кв.4.
***
«Паспорт информатора »
Жарков Вадим Николаевич. Д.Шадрино.
Мастер Жарков Вадим Николаевич 1968г.р.,
родился в деревне Старцево, Городецкого района, Горьковской области. В настоящее время проживает в деревне Шадрино, Городецкого района Нижегородской области. Образование – средне –специальное, свистульки научился делать у родственника потомственной мастерицы жбанниковской свистульки Валяевой МС.
Глиняная игрушка-свистулька освоена им как побочный промысел.
В данный момент работает слесарем ЖКХ Бриляковской сельской администрации.
Экологическая конференция школьников 2007
НА ГЛАВНУЮ |